revsocialist (revsocialist) wrote in ru_marxism,
revsocialist
revsocialist
ru_marxism

Дове, Несич. Пролетарий и работа - история любви?

Жиль Дове, Карл Несич. Пролетарий и работа - история любви?

«Любишь кататься - люби и саночки возить», «Уменье и труд все перетрут», «Делу – время, а потехе – час»… Русская народная глупость и пресловутый «здравый смысл» веками утверждали рабочую этику в умах угнетенных. Воистину, господствующие идеи – это идеи господствующих.

Впрочем, и те, кто заявляют о себе, как о ниспровергателях существующих порядков, мало чем отличаются от правящих классов в своем отношении к работе. Самые умные, цитируя слова Маркса из «Немецкой Идеологии», провозглашают конец труда как всеобщую роботизацию производства. Таким образом, после революции первой задачей на повестке дня становится создание материальных предпосылок для перехода к коммунистическому строю. Рабочие как они есть недостаточно конкурентоспособны для рая. Ну, а пока рай не построен, нужно усердно работать на благо социалистического отечества.

Отрицание работы становится принципиальным элементом коммунистической теории только в наше время. Поколение Красного Мая было обречено на примитивную, абсурдную конвейерную трудовую жизнь, и потому не желало мириться со своей судьбой. Главными выразителями этих устремлений стали ситуационисты: «Тейлоризм нанёс смертельный удар по ментальности, которую тщательно поддерживал архаичный капитализм. Бесполезно надеяться хотя бы на карикатуру созидательности от работы на конвейере. Любовь к хорошо выполненной работе и вкус к карьере сегодня являются лишь несмываемой печатью поражения и самой тупой покорности» Р. Ванейгем «Революция повседневной жизни».

Авторы публикуемой статьи, французские теоретики либертарного коммунизма Жиль Дове и Карл Несич, продолжают исследование феномена принудительного труда там, где остановились ситуационисты. До сих пор, – пишут они, – господствовала рабочая идеология, стремившаяся установить власть трудового человека. Но означает ли это, что сами рабочие полностью разделяли эту идеологию? Нет, – утверждают авторы, – пролетарии никогда не хотели увековечить работу. Наоборот, на практике они всегда отрицали продуктивистский культ. В этом смысле, современная радикальная критика не изобретает ничего нового – она лишь объявляет во всеуслышание о том, что было неотъемлемым аспектом действительного коммунистического движения во все времена.

Мы не прославляем технократическое царство всеобщего безделья. Лентяй – лишь темная сторона трудоголика. Способность человека самому создавать историю – это не проблема. Проблема на самом деле состоит в том, что до сих пор он создавал историю Рода, Бога, Монеты, но никогда – свою собственную.

читать полностью на revolt.anho.org
Subscribe

  • из классики

    class="repost"> Роза Люксембург ВВЕДЕНИЕ в ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЭКОНОМИЮ М.: издательство социально-экономической литературы. 1960 От редакции…

  • Великая французская революция по-социалистически

    Жан Жорес СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ М.: Прогресс. 1976-1983 Перевод с французского в 6-ти томах Монументальный,…

  • из истории 1-го Интернационала

    Первый Интернационал. В 3-х тт. / под редакцией И.А.Бах (отв. ред.), Л.И.Гольмана, В.Э.Куниной Часть 1. 1864-1870 (М.: Мысль. 1964) Часть 2.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment